Home / Детская страничка / Учимся сочинять сказку

Учимся сочинять сказку

сочинить небольшую сказкуЕсли Вы заметили, мы очень любим сочинять сказки, например, недавно мы сочиняли музыкальные сказки про виолончель и гитару.

Я говорю «мы», потому что я, как мама, тоже прилагаю к этому свои усилия и помогаю, корректирую то, что ребенок придумывает.

Вообще, в ребенке нужно обязательно развивать этот навык сочинительства, потому что даже если он и не станет у Вас в будущем знаменитым писателем, то в любом случае это ему пригодится в школе на уроках чтения, литературы, истории, географии и просто там, где нужно что-то объяснить или рассказать.

Давайте сегодня попробуем вместе с Вами сочинить небольшую сказку.

 

Вообще, сказка – это тот же рассказ, только все события в нем сказочные, волшебные. Поэтому, чтобы сочинить любую сказку, нужно использовать определенные правила и специальный план.

Первое, что нужно сделать – это определить тему, то есть то, о чем будет наш рассказ (сказка).

Второе – обязательно сформулировать основную мысль будущего рассказа, то есть для чего, с какой целью вы его пишете, чему он должен научить слушателей.

И третье – непосредственно построить рассказ по следующей схеме:

  1. Экспозиция (кто, где, когда, что сделал)
  2. Завязка действия (с чего все началось)
  3. Развитие действия
  4. Кульминация (самые важные моменты)
  5. Спад действия
  6. Развязка (чем все закончилось)
  7. Концовка

Не пугайтесь называть ребенку-дошкольнику такие сложные понятия, как «экспозиция», «кульминация». Пускай сейчас он их и не запомнит, но сам принцип построения он обязательно усвоит и в дальнейшем сможет его применить.

По точно таким же правилам составляются рассказы и пишутся сочинения в школе, поэтому этот материал можно смело использовать и школьникам.

Итак, давайте теперь непосредственно перейдем к придумыванию сказки.

Перед Вами сказка «Путешествие шарика», которую сочинил Серафим, когда ему было 5 лет. И на ее примере мы посмотрим, как сочинить сказку.

Для составления сказки можно немного расширить алгоритм, чтобы ребенку было проще ориентироваться.

1. Начало (например, жил-был дождик, цветочек, солнышко и т.д.)

2. Завязка (как-то раз, однажды пошел он или решил сделать и т.д.)

3. Развитие действия (повстречало кого-то, например)

  •   первое испытание выдержало
  •   второе испытание выдержало

4. Кульминация (третье испытание, после которого он или он превращается в кого-то или что-то)

5. Спад действия (кто-то что-то делает, чтобы наш герой обрел свой первоначальный вид)

6. Развязка (с той поры  или с тех пор)

7. Концовка (и стали они жить по-прежнему или не стал он больше никуда уходить и т.д.)

Предлагаем Вам прочитать сказку «Путешествие шарика» и проследить каждый пункт плана.

 

путешествие шарикаЖил-был у одного мальчика Алеши воздушный шарик. И однажды, когда Алеша уснул, решил отправиться погулять.

Летит-летит шарик, а навстречу ему радуга.

— Ты зачем здесь летаешь? Где твой дом? Ты же можешь потеряться или лопнуть!

А шарик ей отвечает:

— Я хочу мир посмотреть и себя показать.

И полетел дальше.

Летит-летит, а навстречу ему облачко.

— Как ты здесь очутился? Ведь кругом столько опасностей!

А шарик отвечает:

— Не мешай мне! Я хочу мир посмотреть и себя показать. И полетел дальше.

Летит-летит, а навстречу ему ветер.

— Ты зачем здесь гуляешь? Ты можешь лопнуть!

Но шарик опять не послушался старших. И тут мудрый ветер решил проучить его.

— У-у-у-у – задул ветер.

Шарик с огромной скоростью полетел в обратную сторону и зацепился за ветку. И ниточка его развязалась, и он повис на веточке как тряпочка.

А в это самое время по тропинке шел наш мальчик Алеша. Он собирал грибы в лесу и вдруг видит, на веточке висит тряпочка. Смотрит, а это его воздушный шарик. Очень обрадовался мальчик, отнес шарик домой и снова надул.

А шарик дома рассказал Алеше о своих приключениях и больше никогда не летал гулять без Алеши.

 

Вот такие интересные задания, например, сочинить небольшую сказку, дает на своих уроках малышам замечательный педагог, учитель русского языка и литературы – Попова Надежда Ивановна. Огромная ей благодарность!!!

 

Научившись еще до школы грамотно составлять сказки, рассказы, пересказывать коротенькие тексты, ребенок в школе будет без особых проблем пересказывать, писать изложения и сочинения. Поэтому, не поленитесь и начните заниматься этим с ребенком еще до школы.

Ну а чтобы малыш видел свой результат налицо, как говорится, можно делать своими руками книжки-малышки и записывать туда свои сказки, чем мы с Вами завтра и займемся.

До встречи на Острове доброй надежды!

 

Похожие публикации:

15 комментариев

  1. Сочинение сказок и коротеньких рассказов — очень полезное занятие для дошкольника! Оно развивает фантазию и воображение, расширяет словарный запас, учит правильно выражать свою мысль.

  2. Моей малой 5 лет она сама так хорошо сказки сочиняет и рассказывает!

  3. Хорошую сказку мальчик в 5 лет соченил! Хорошо когда детки развивают мышление с помощью сочинения сказок!

  4. У Вас прямо классическая схема для сочинителей сказок для детей! Так и будем действовать.

  5. Сказки сочинять это хорошо а моих от компьютера не оторвать.

  6. Дети очень любят сочинять истории, сказки, а вот как это правильно сделать, научить должны взрослые! Спасибо за инструкцию!

  7. Очень полезное для развития малышей и интересное занятие! Отличный материал ! Удачи!

  8. Отличные рекомендации по составлению сказки, дочка любит придумывать всякие веселые истории, правда не по схеме, а как душа подсказывает. ;) ))

  9. Интересная схема, спасибо! А «мораль сей басни такова» для ребенка не обязательна? ;)

  10. просто великолепная сказка, я такое удовольствие получила, что словила себя на мысли, что писал эту сказку настоящий писатель-сказочник, вот бы мне так научиться сочинять и научить этому своего малого, спасибо за алгоритм, завтра буду его учить.

  11. Марийка-ТВОРИМ ДОМА

    Да, и я впервые на уроках литературы узнала сказочные принципы :) , потом на литературоведении в институте. С тех пор с удовольствием играем с ребятишками в сказки.
    Это бесконечно интересно и порой здорово помогает не только развивать, но и формировать характер.
    Кстати, особенность сказок для самых маленьких в том, что это сказки-действия, они строятся немного по другой канве, дополню эту замечательную статью:
    Для малышей сюжет строится так:
    1.) Кто он/она?
    2.) Что случилось с ним/с ней и/или что он/она сделали?
    3.) Чем дело кончилось?
    Для человечков с малюсеньким жизненным опытом, как видите, сюжет весьма прост.
    На раннем этапе эти сказки-действия полезно рассказывать и показывать/проигрывать ВМЕСТЕ с малышом. :)

  12. Спасибо, Мария, за дополнение. Для самых маленьких, конечно, лучше начинать с самой простой схемы, а по мере возраста усложнять ее.

  13. Таисия Никонова

    Какая интересная идея! Будем тренироваться, дочка пока еще совсем маленькая, но — год наступил неожиданно, школа тоже не за горами…

  14. ДА, очень доходчиво все разъяснили. В принципе мы часто придумываем сказки, но теперь будем выдумывать по определенному алгоритму..

  15. Мне очень нравится эта схема сегодня не смргу сочинить но завтра день свободный будет ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВАМ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *