Home / Полезное / Особенности развития фонематических процессов у детей

Особенности развития фонематических процессов у детей

Частым нарушением у детей в раннем возрасте выступает фонетико-фонематическое недоразвитие речи или ФФНР. Нарушение связано со сбоями в процессах произношения и часто протекает на фоне нормальных показателей формирования слуха и интеллекта. Развитие фонематических процессов у детей помогает нормализовать речевую активность ребенка, включая умение понимать услышанное, ясно и грамотно выражать собственные мысли и чувства, а также анализировать и синтезировать фонемы для нормальной коммуникации со взрослыми и сверстниками. О причинах, видах и способах коррекции ФФНР мы расскажем в этой статье.

Признаки и классификация фонетико-фонематического расстройства

ФФНР характеризуется фонетическими дефектами и систематическим нарушением всех сторон речи при нормальном физическом слухе. Дети с ФФНР часто искажают знакомые звуки, смешивают их или заменяют на похожие при произношении уже знакомых или новых слов. Это связано со сложностью фонематического анализа: ребенок испытывает трудности с правильным выделением звуков на фоне целого слова, а также испытывает трудности с произношением нескольких гласных подряд.

Среди других признаков фонетико-фонематического речевого расстройства выделяют:

  • искажение общеупотребительных слов и замена сложных для произношения звуков более простыми;
  • сложности при произношении целого ряда звуков, которые заменяются одним;
  • произношение неотчетливых или смягченных звуков вместо одного или нескольких близких по фонетической структуре;
  • дополнительные психолого-педагогические признаки: неусидчивость, сложности с концентрацией внимания, плохая координация движений, недоразвитие мелкой моторики и другое.

Особенности применяемой методики при развитии фонематических процессов у дошкольников зависят от степени выраженности речевого расстройства. В логопедической практике выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму ФФНР, каждая из которых требует применения подходящего способа лечения. Сама коррекция проводится в несколько последовательных этапов, каждый из которых начинается только после достижения желаемых результатов на предыдущем.

Специалисты центра логопедической помощи и развития «Формула речи» работают над улучшением фонематического восприятия для подготовки детей к правильному анализу и синтезу звуков речи, над дифференциацией или правильным звукопроизношением, занимаются обогащением словарного запаса малыша, а также работают над развитием навыков самостоятельного словообразования и постановкой грамотной речи. При ранней диагностике можно рассчитывать на положительный прогноз и нормализацию речевой активности для общения, подготовки к школе и освоению письменной речи.