Home / Детская страничка / Проблема развития речи у детей

Проблема развития речи у детей

проблема развития речи у детейОчень важно к тому моменту, когда ваш ребенок пойдет в школу, отработать у него отчетливую разборчивую, внятную речь.

Проблема развития речи у детей сейчас очень распространена. И практически здорового ребенка, которому бы не нужна была помощь логопеда сейчас нет.

Формы этих нарушений бывают различные: от очень серьезных, когда без помощи квалифицированного логопеда вам не обойтись и легкие формы, когда можно все исправить в семье.

С одним из своих детей я столкнулась именно с серьезной проблемой нарушения речи. Когда в 4 года мы пошли на очередной медосмотр к логопеду, нам поставили диагноз дизартрия.

Это та ситуация, когда ребенок неправильно произносит не только отдельные звуки, но вся речь его смазана. У таких детей очень слабо развиты мышцы языка, губ, щек, от этого им трудно жевать, например мясо, яблоки и другую твердую пищу. Страдает и двигательный аппарат, про таких детей говорят, что они неуклюжи, мы, например, не умели стоять на одной ноге. Кроме того была опасность столкнуться в школе с проблемой формирования красивого почерка. И вот со всем этим мы и столкнулись.

Логопед сразу же назначила нам занятия, на которых она делала специальный массаж языка. Кроме того, дома приходилось очень много заниматься и логопедией, и физическими упражнениями. И несмотря на все это через полгода занятий результаты были нулевые. Язык просто не ворочался. И лишь после того, как мы прошли курс физиолечения, где нам прогревали корень языка, наметился небольшой сдвиг.

Два года напряженных занятий принесли нам долгожданный результат. Сейчас сын учится во втором классе, и речь его абсолютно в норме. Но мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем развивать свою речь, и делаем все это в игровой форме: через сказки, скороговорки.

Проблема развития речи у детей может коснуться и вас. Главный мой совет: не пугаться и не паниковать. Вы можете прямо сейчас начать заниматься со своим ребенком дома, тренируя его язычок, щечки, губки и, возможно, услуги логопеда вам не понадобятся. А если даже вам и посоветуют позаниматься у специалиста, ваш ребенок будет уже подготовлен, и процесс постановки звуков пройдет значительно быстрее.

Нашу первую сказку про язычок, которую рассказала нам наш логопед Ольга Николаевна мы помним до сих пор.  Расскажите ее ребенку, выполняя при этом базовые несложные упражнения для язычка.

Помните, что упражнения нужно выполнять медленно и лучше перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя. Со временем зеркало можно убрать. Постепенно темп можно увеличить, только следите, чтобы все движения язычка были правильными, несмазанными.

Заниматься лучше дважды в день, утром и вечером по 5-7 минут. Если во время выполнения упражнений у ребенка дрожит язычок и ему очень сложно выполнять упражнения, мой совет — все-таки обратиться к логопеду.

 Сказка про Язычок.
Жил на свете Язычок. Проснулся он как-то утром  и вдруг слышит, за окном лягушки квакают: ква-а-а, ква-а-а. Вышел он на улицу и улыбнулся им, а лягушки улыбнулись ему в ответ.

проблема развития речи у детейДавайте покажем, как улыбались наши лягушки: зубки сомкнуть вместе и улыбнуться. Удерживать такое положение до счета 5, затем убрать улыбочку. Повторить так 3-4 раза.

 

 

 

 

 

проблема развития речи у детей
А рядом с домиком Язычка жили его друзья: слоненок, змейка, лошадка и индюк. И отправились они все на прогулку.
Ой, какой длинный хобот у слоненка.

Давайте покажем. Сомкнутые губки вытягиваем вперед и удерживаем до счета 5. Возвращаемся в исходное положение. Повторяем 3-4 раза.

А какой язычок у змейки? 

Давайте изобразим. Улыбнуться и вытащить кончик язычка, затем спрятать и так несколько раз.

А как лошадка у нас цокает?

Широко открыть рот и энергично цокать. Следить при этом, чтобы нижняя челюсть оставалась на месте, а двигался только язык.

А индюк как бормочет?

Делаем быстрые движения язычком, то вытаскивая его изо рта, то пряча.

проблема развития речи у детей«А давайте на качелях покачаемся!», — предложил Язычок. И друзья начали качаться на качелях.

Изображаем качели. Улыбнуться, на счет «раз» опустить язычок за нижние зубки, на счет»два» — поднять за верхние зубки.

 

 

проблема развития речи у детей«А теперь в футбол!», — закричали друзья.

Давайте язычком тоже сыграем в футбол. Ротик закрыт. Язычок с усилием давит то в правую щечку, то в левую.

 

 

 

 

проблема развития речи у детейНабегались, напрыгались друзья. А время-то к обеду подошло, пора домой возвращаться. Часы уже полдень пробили.

Изображаем часики. Ротик открыт. Язычок тянется то вправо, то влево, как будто часики тикают.

 

 

проблема развития речи у детейПошли все друзья к Язычку в гости. Зашел Язычок домой, глянул на себя в зеркало и ужаснулся, какой же он лохматый! Надо расчесаться.

Изображаем расческу. Улыбнуться, закусить язычок зубками и протаскивать язычок то вперед, то назад, как бы «причесывая» его.

 

 

проблема развития речи у детей

Пообедали друзья, а напоследок можно и чай с блинами и вареньем попить.

Давайте изобразим, как блинчик на тарелке лежит. Вытащим язычок и положим его на нижнюю губу. Удерживаем до счета 5. Повторяем 3-4 раза.

 

 

 

проблема развития речи у детейА какое варенье-то вкусное?

Давайте оближем наши губки от варенья. Облизываем язычком верхнюю и нижнюю губы по кругу 3-4 раза.

 

 

 

 

проблема развития речи у детейА чай друзья пили из красивых чашечек.

Давайте изобразим эти чашечки. Открываем ротик, вытаскиваем язык и стараемся тянуть его к носу, стараться делать так, чтобы и боковые части язычка приподнимались и образовывалась при этом чашечка. Удерживаем язычок в таком положении до счета 5. После паузы повторяем 3-4 раза.

Ну вот и день пролетел, пора всем по домам расходиться да спать ложиться. Попрощались друзья, а наш Язычок стал готовиться ко сну.
Перед сном надо обязательно зубки почистить. 

Давайте покажем, как делал это язычок. Улыбнуться, широко открыть рот. Кончиком язычка «почистить» за верхними зубами, а затем – за нижними 8-10 раз.


Ну а теперь полощем ротик.

Ротик при этом закрыт, имитируем полоскание рта.

Почистил язычок зубки, а теперь пора спать.
Спокойной ночи, Язычок!

 

После этой сказки обязательно проверьте, запомнил ли ребенок движения: вы называете ему действие или героя, а он изображает.

Экспериментируйте, добавляйте своих героев, меняйте сюжеты, и тогда ваш ребенок будет заниматься с удовольствием.

Желаем здоровья вашему малышу!

 

22 комментария

  1. Хорошие советы и упражнения по формированию правильной речи у детей. Меня тоже коснулась подобная проблема, я занималась дома со старшим сыном по постановке буквы «Р». И эту проблему мы решили. А ведь сколько взрослых людей, страдают от того, что никто им не помог в детстве.

  2. Вы правы, Людмила. То нам некогда, то еще какие причины найдутся. ребенком обязательно нужно заниматься.

  3. Эти упражнения и многим родителям помогут. В наше время все реже встречаются люди с хорошей дикцией. Даже теле- и радиоведущие не всегда могут похвастаться этим навыком.

  4. Я тоже с сыном занималась, но больших успехов мы достигли когда начали заниматься с логопедом. У меня сын буквы «Л» смягчал. А логопед ещё несколько проблем выявила, которые я не замечала.

  5. Консультация логопеда будет нужна в любом случае! Здесь важна совместная работа родителя и врача.

  6. Я думаю, все можно исправить. Главное — не запускать и заниматься с ребенком. Спасибо! Успехов!

  7. Ольга Николаевна

    Записала сказку себе в блокнот, вечером поиграю с племянницей и передам опыт её маме, пусть развлекаются с пользой. Спасибо за рекомендации, очень интересно. Желаю удачи в Вашем нужном и полезном деле.

  8. Спасибо большое У моей внучки также проблема с речью Начала разговаривать в годик, и уже ей 5, а говорит примерно одинаково Чего ждем — не знаем. Спасибо еще раз . Попробуем поработать язычком.

  9. Обязательно позанимайтесь сами, Ирина. Польза будет точно. Ну и логопеду сходите все-таки, а то через два года вам уже в школу.

  10. Отличная статья, очень хорошая в помощи для развития речи!

  11. Своевременно выявленные дефекты речи всегда можно исправить — надо постоянно заниматься.

  12. Отличные упражнения: главное, что они интересны детям, а значит, они будут их делать. Похожие упражнения мы с дошкольниками делаем на занятиях английского языка, когда ставим английские звуки. Наверное, поэтому дети, имеющие логопедические проблемы, в результате начинали и по-русски лучше говорить. А вот мне в детстве, я помню, логопед говорила делать какие-то бессмысленные упражнения, без всякого сюжета. Мне было неинтересно, я отказывалась выполнять эти упражнения. Вот мама со мной намучилась! А надо было просто придумать к упражнению сюжет!

  13. Интересная гимнастика для язычка, главное, что в игровой форме.

  14. Сказка очень понравилась, упражнения в игровой форме с сюжетом также интересны. Спасибо.

  15. Проблема развития речи у детей встречается довольно часто. Спасибо за статью.

  16. Детям языковые игры доставляют огромное удовольствие.
    Мой ребенок с воодушевлением повторял все движения и таким образом совершенствовал свою речь. Мы чаще всего делали упражнения во время купания, т.к. можно легко смыть обилие слюней,когда язычок “выходит гулять” или “катается на качелях”.

  17. Надежда Введенская

    Очень нужная статья. Если вовремя ребенку помочь, у него в дальнейшем не будет никаких комплексов. А это очень важно.

  18. Знакомая зарядка, мы не говорили вообще букву «л», а «р» у нас до сих пор французская. Эту зарядку мы делали перед тем, как отрабатывать употребление «л» в речи. Поставить звук можно за1-3 занятия, но очень сложно добиться его автоматизации в речи. Сейчас мы и слышим этот звук, и произносим, и уже не помним, сколько усилий потребовалось для того, чтобы он появился в речи.

  19. В Вашей статье много ценных советов для родителей, дети которых страдают дефектами речи.

  20. Замечательные упражнения! Здорово, что все они в игровой форме — увлекательно и полезно. Рада читать, что вы справились с поставленной задачей не смотря на все трудности. Молодчинки, что не опустили руки и медленно, но верно шли к результату. То ли еще будет! :)

  21. Да, мы когда были студентами в педагогическом колледже то у нас был предмет по логопедии. Очень полезны такие занятия для детей, как и для устранения проблем с развитием речи так и для их профилактики!

  22. Хорошие упражнения! Не знаю, правда, захочет ли заниматься мой двухлетний сын… но, думаю, маленькими частями в течении дня… попробую. Спасибо!

Добавить комментарий