Эффективность работы с контрагентом зависит в том числе от его надежности и деловой репутации в торговой среде. Участились случаи, когда налоговый инспектор предъявляет претензии к организации из-за того, что он имел дело с недобросовестным контрагентом. Соответственно расходы и отчисления по сделкам с ним не могут быть учтены ФНС, что увеличивает налоговую нагрузку на добросовестного налогоплательщика.
Проверка контрагентов является объективной необходимостью как перед началом сотрудничества, так и в процессе, что позволяет компаниям обезопасить себя от требований финансового регулирования и дополнительных финансовых затрат. Изучить темы можно несколькими способами, которые в совокупности позволяют получить полную картину, отражающую деятельность потенциального или действующего контрагента.
Когда и зачем нужно проверять контрагента
Проверять контрагента необходимо в различных ситуациях, например когда:
- Он сделал это впервые. Во время проверки вы сможете выявить подозрения еще до подписания договора и обезопасить себя от возможных проблем в будущем;
- Потенциальный контрагент недавно зарегистрировался. Новая организация не представляет особой угрозы как контрагент, но работа с ней может таить в себе множество различных рисков и угроз;
- О контрагенте много негативных отзывов. В некоторых ситуациях негативную информацию о компании могут распространять конкуренты или недовольные сотрудники. Однако в большинстве случаев характеризует сотрудничество с контрагентом как ненадежное и проблематичное;
- Другая сторона работает только по предоплате. В этом случае компания может столкнуться с тем, что она платит деньги по договору, а поставки товара или выполнения работ нет.
- Проверив контрагента, можно обнаружить, что компания не выполняет свои обязательства по договору, имеет проблемы с государственными органами, занимается мошенничеством или платежами, находится в стадии ликвидации или банкротства, имеет задолженность по налогам и сборам, участвует в судебных разбирательствах и т. д. Результаты оценки деятельности контрагентов помогают защитить компанию от проблем с налоговой инспекцией, а также потери времени и денег.
На что обратить внимание при проверке контрагента?
Особыми сигналами о неблагонадежности контрагента могут служить следующие моменты:
- компания отказывается предоставить копии юридически значимых документов, в т.ч. устав, ИНН или ОГРН;
- Коды ОКВЭД, указанные в выписке из ЕГРЮЛ, не соответствуют фактической деятельности контрагента;
- Количество кодов ОКВЭД превышает разумное количество, и при этом они очень разнообразны и относятся к совершенно разным сферам деятельности.
- имеются сведения о недостоверности юридического адреса или сведений о директоре;
- в организации нет сотрудников;
- другая сторона часто участвует в судебных разбирательствах;
совершаются сделки, не характерные для деятельности Общества; - бизнес не отчитывается или отчитывается с убытком;
- контрагент несет большие обязательства по налогам и сборам.