Home / Духовная аптечка / Святой Иоанн Креститель

Святой Иоанн Креститель

Святой Иоанн КрестительНа другой день после праздника Крещения Господня (Богоявления), а именно 20 января православная церковь с самых первых времен совершает празднование Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В традициях церкви на следующий день после больших праздников совершать особые богослужения в честь почитаемых святых. Так, после Рождества Христова мы вспоминаем Пресвятую Богородицу, а после Крещения Господня – Иоанна Крестителя.

Именно Пресвятая Богородица и святой Иоанн Креститель  — это те два образа, которые являются началом Церкви Христовой. Именно их мы видим во втором ряду каждого иконостаса. Уже в самых первых храмах мы видим эту «Новозаветную Троицу».

 

 

 

Само рождение святого Иоанна Крестителя необычно. Его благочестивые родители, священник Захария и Елисавета, уже прожив долгие годы вместе, не имели детей. А по тем временам в Иудее, если у тебя не было детей, ты был настоящим изгоем, считалось, что Господь не дает детей таким людям по причине их греховной жизни. И Захария с Елисаветой уже совсем отчаялись услышать в своем доме детский смех.

Но однажды, когда Захария по обыкновению служили в храме, ему явился Ангел и сказал ему:

«Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына. И наречешь ему имя: Иоанн, и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом…»

Но Захария не поверил словам Ангела и тогда Ангел поразил его немотой и сказал, что он сможет заговорить лишь когда исполнится то, о чем Он ему поведал.

И вот наконец рождается величайший из пророков, и Захария по слову Ангела избавляется от немоты.

Велико было дело Иоанна. Иудея переживала смутное время.

Люди считали себя избранными на основе великих обетований, данных их отцам, рассчитывали на особые благодеяний Божии, а иго иноплеменного владычества наносило жестокий удар по национальному самолюбию. Люди ждали обещанного Мессию, но образ этого грядущего Мессии в умах людей не соответствовал тому образу, который являли пророки.

И вот к такому народу, гордому и униженному одновременно, и послал Бог своего пророка. Отсюда и его проповедь: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное! Но люди с нечистым развращенным сердцем, которые ожидают земных благ не смогут войти в это Небесное Царствие. И святой Иоанн Креститель взывает к всеобщему очищению, отречению от своих грехов.

Но Иоанн Креститель понимает, что для чувственных сердец не достаточно было слов, нужен был обряд, который бы соединял в человеке слово  с живым ощущением.

И Иоанн дополняет уже существовавший в то время в иудее обряд омовения новым смыслом – он устанавливает крещение покаяния.

Самого Иоанна люди безоговорочно признавали народным учителем, к нему шли за советом, его слушались, в него верили. Древний историк Иосиф Флавий так описывает те события:

«народ, восхищенный его учением, стекался к нему в великом множестве… и что власть этого мужа была так велика, что иудеи готовы были сделать по его совету все, что и сам Ирод боялся этой власти великого учителя над своими подданными».

Иоанн ничем не был связан с миром, он жил в пустыне Иудейской, ни от кого не зависел, поэтому он не щадил слабостей сильных мира сего. Именно это и стало причиной его смерти.

Ирод, правивший Иудеей  в те времена сначала был женат на дочери аравийского царя Арефы, но потом вступил в любовную связь с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. Народ был в смущении, и только один Иоанн смог открыто указать правителю на его страшный грех прелюбодейства.

Ирод приказал заключить Иоанна в темницу, обложив его оковами. Особенно гневалась на Иоанна Иродиада, он мешал ее разврату одним своим существованием. И вот наконец нашелся повод его умертвить.

На пиру в честь дня рождения Ирода перед званными гостями танцевала дочь Иродиады Саломия. Она очень угодила своим танцем гостям, и Ирод решил ее наградить.Он сказал, что выполнить любое ее желание. Саломия, наученная свой матерью, попросила голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради своей царской клятвы послал отсечь Иоанну голову. И принесли его голову на блюде и дали девице, а она отдала матери своей. Ученики же Иоанна взяли тело и погребли его.

По преданию, внесенная на пир голова, еще сочащаяся кровью, изрекла Ироду последние слова: Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего. Это еще больше распалило злобу Иродиады, и она булавкой пришпилила непокорный правдивый язык святого. Все они очень страшно закончили свои земные жизни: Ирод был заживо съеден червями, Иродиада после почестей и пышностей закончила свою жизнь в бедности и безысвестности, а Саломия однажды провалилась в прорубь и зажатая льдами пыталась спастись, извиваясь и словно совершая тот страшный танец своей юности.

Нельзя не сказать о посмертной судьбе Иоанна Предтечи. Его честная глава была положена Иродиадой в глиняный горшок и закопана в саду. Через много лет один благочестивый вельможа по имени Иннокентий решил стать иноком, купил себе участок земли, который когда-то принадлежал Ироду и стал рыть фундамент для будущей церкви. И нашел этот горшок. Но так и не смог передать его никому и вновь закопал.

В Константинопольскую эпоху двум инокам было указание, чтобы они отрыли святую главу и передали ее благочестивому горшечнику, который хранил святыню с благоговением. Так святая глава переходила из рук в руки.

Наконец она попадает к священнику Евстафию, который принадлежал к ереси Ария. И он стал предписывать чудеса, совершаемые от святыни себе. Вскоре его принудили удалиться из того места, где он жил, а святую главу, про которую никто ничего не знал,  он вновь закопал.

Через какое-то время вокруг той пещеры, где жил Евстафий был основан монастырь. В Крестопоклонную неделю Иоанн является двум священнослужителям с тем, чтобы его честная глава была обретена. С великими почестями она хранилась в монастыре, а затем ее перевезли в Константинополь.

Во время ереси иконоборцев главу тайно увозят в местечко Команы, где почил Иоанн Златоуст и опять прячут в землю.

Когда в VIII веке было установлено Торжество Православия глава вновь была возвращена в Константинополь. Далее крестоносцы захватывают Константинополь, и часть святыни оказывается в Риме, часть во Франции, часть через некоторое время на Афоне.

Такое многократное обретение мощей неслучайно. В суете и лености мы отступаем от Иоанна, и он вновь является нам.

десница Иоанна КрестителяВ сегодняшнем Стамбуле во Дворце султана хранится в золотом чехле десница Иоанна Крестителя, которая в 2006 году побывала и в России, и в частности в июне 2006 года  у нас в Челябинске, где ей смогли поклониться более 60 000 православных южноуральцев..

Святой Иоанн Креститель почитается не только христианами, но и нынешними мусульманами и иудеями.

Иоанну Крестителю молятся об избавлении от головной боли, при освящении пчельника, за детей, о покровительстве посевов и о плодородии.

Молитва первая Пророку и Предтече Господню Иоанну.
Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов!  Тя молю, и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления,  не остави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити, иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.
Молитва вторая Пророку и Предтече Господню Иоанну.
Крестителю Христов, проповедниче покаяния,  кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. 
Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю? Не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? Токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первый надесять час,понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, низверженнаго многими грехи.
Обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно. Очисти мя, грехами оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.