Продолжаем наше путешествие по удивительному миру музыки.
Мы с вами уже познакомились с некоторыми представителями струнных инструментов:
Следующая наша гостья – «царица музыки», скрипка.
Давайте немножечко поближе познакомимся с этим музыкальным инструментом, и напоследок по традиции вас ждет сказка про скрипку.
Ни один музыкальный инструмент не обладает таким трепетным звуком. Ее «голос» может быть бесконечным, беспрерывным, тогда как духовые инструменты или рояль не могут «петь, не прерывая дыхания». Скрипка не уступает роялю в виртуозности. А в разнообразном «произношении» звуков ей попросту нет равных.
Красота звука, оттенки выразительности находятся в полном смысле слова в руках музыканта, на кончиках его пальцев. Поэтому не зря о скрипачах говорят, что они «скульпторы звука».
Самые лучшие скрипки были созданы итальянскими мастерами, но первые смычковые инструменты появились на свет в восточных странах.
Наверняка, вы знаете басню И. А. Крылова про проказницу Мартышку, Осла, Козла и косолапого Мишку, которые «затеяли сыграть Квартет». Но мало кому известно, что свою басню Иван Андреевич написал с полным знанием дела. Дело в том, что Крылов был не только писателем, но и замечательным музыкантом.
Чаще всего Крылов в составе ансамбля выступал как вторая скрипка. Но иногда давал и сольные концерты, на которых исполнял на скрипке довольно сложные произведения.
В Европу смычковые инструменты попали в VIII веке – тогда особенно популярны стали вертикальные скрипки. Почему вертикальные? Да потому, что держали их не у плеча, «в длину», как современные скрипки, а вертикально, «в высоту». Назывались они так: фидели, ребеки, кротты. На таких вертикальных скрипках играли бродячие музыканты–менестрели.
В наше время уже и не встретишь махонькую скрипочку–пошетту. А в старину с этим миниатюрным инструментом ходили на уроки учителя танцев.
На Руси можно было увидеть в руках бродячих скоморохов струнный инструмент, который похож на половинку груши – скрипку–гудок. Музыкант ставил этот инструмент на колено и смычком дергал струны. Но в этом неудобном положении скоморох не мог одновременно с игрой еще и танцевать. Поэтому музыканты стали класть скрипку–гудок себе на плечо.
Много сказок сложено об этом удивительном музыкальном инструменте. Эта сказка про скрипку и скрипача придумана русским народом. В ней заложен очень глубокий смысл. Давайте вместе с вами ее прочитаем.
Жил на свете богач. И было у него 3 сына. Скопил он за всю жизнь два котла золота – первый закопал с овине, а второй – под воротами.
Умер он, а про деньги так никто и не узнал.
Был как–то в родной деревне богача праздник. Пришел на эту гулянку Скрипач народ игрой забавлять и вдруг неожиданно провалился под землю. И оказался в аду, как раз там, где этот богач мужик мучился.
Стал Скрипач спрашивать:
– За что же ты сюда угодил?
– За деньги! – отвечает богач. – Денег скопил я немерено, ни с кем не делился, все в землю закопал. Сейчас будут бесы меня мучить за это.
– А что же мне теперь делать, ведь и меня замучают! — воскликнул Скрипач.
— Спрячься за трубой и сиди там три года – тогда уцелеешь!
Так и сделал Скрипач. Сидит да наблюдает, что же дальше будет.
А тут бесы пришли да стали богача бить да приговаривать:
— Так тебе, так тебе! Денег накопил, а спрятать как следует не смог. Нет сил наших сторожить их больше!
Ушли бесы, а богач говорит Скрипачу:
— Если тебе удастся отсюда выбраться, скажи моим сыновьям, чтоб раздали накопленные мной деньги нищей братии, под воротами они да в овине спрятаны.
А тут опять бесы нагрянули:
– Что такое? Почему русским духом пахнет?
– Да откуда тут может быть русский дух? Это вы на Руси были, вот русского духу и набрались! – отвечает мужик.
– Нет! Как бы не так!
Стали искать бесы и нашли Скрипача.
– Вот так да, Скрипач к нам пожаловал!
Вытащили его из-за печки и заставили играть на скрипке.
Три года Скрипач играл, совсем из сил выбился и говорит:
– Что же это такое! Когда на земле я играл, так за вечер все струны на скрипке моей рвались, а тут уже третий год на исходе, а они все целы. Помоги, Господи!
Только промолвил, а струны-то и лопнули.
И говорит он бесам:
– Отпустите меня домой – я только возьму струны и сразу ворочусь.
А бесы его не отпускают:
– Знаем, не вернешься ты!
– Ну коли не верите, пусть кто-нибудь из ваших пойдет со мной.
Согласились бесы, выбрали одного и послали со Скрипачом.
Пришел Скрипач в свою деревню, а там — свадьба.
Узнали односельчане Скрипача и спрашивают:
– Где же ты целых три года пропадал?
– На том свете был!
Посидели они, погуляли, и зовет бес Скрипача обратно в ад:
– Пора идти!
А тот говорит:
– Погоди немного. Дай мне на скрипке своей поиграть напоследок.
А не зря он время-то тянул, чуть только рассвело, запели петухи, а беса и след простыл. И передал тогда скрипач сыновьям богача его просьбу, чтоб деньги скопленные нищим раздали.
Откопали братья котлы и начали раздавать. И вот чудо: чем больше раздают, тем больше прибавляется золота.
Вывезли они тогда эти котлы на дорогу. И кто ни едет мимо, берет оттуда, сколько хочет, а деньги все не убывают.
Подали челобитную царю:
– Мол, великий государь, коль на нужды государственные деньги понадобятся, так золота вдоволь имеется.
И по приказанию царя построили большой мост.
А как раз в ту пору одна женщина родила мальчика, а сама скончалась. Младенец тот три года не ел, не пил, и Ангел Божий с ним пребывал.
Пришел он как-то на тот на мост да и молвит:
– Какой славный мост! Дай Бог Царство Небесное тому человеку, на чьи деньги его построили.
Услышал Господь детскую молитву и велел Ангелам своим выпустить богача из ада.
Вот такая мудрая сказка. А сейчас давайте насладимся волшебными звуками скрипки. Для вас играет Данила Бессонов (6 лет). Вальс. Глиэр.
До встречи в удивительном мире музыки!