В воскресенье первой недели Великого поста Церковь отмечает праздник Торжества Православия.
Этот праздник установлен в память победы в 843 году над иконоборчеством.
Император Феофил – последний из тех императоров, которые устраивали гонения на святые иконы. С ним закончилась эпоха иконоборчества.
Целый год пришлось восстанавливать церковную жизнь. Избрали нового Константинопольского патриарха Мефодия вместо прежнего иконоборца Иоанна Грамматика.
И это событие воодушевило всех верных, и в первую неделю Великого поста в Константинопольском храме собралось великое множество народа для благодарственной молитвы.
Перед Божественной Литургией по улицам Константинополя прошла торжественная процессия со святыми иконами. Огромное количество духовенства и мирян торжествовало победу Православия над лжеучением.
Вот как описывает те события Никифор Каллист Ксанфопул:
«Царица очень обрадовалась, послала к патриарху и повелела собрать весь народ с честными крестами и святыми иконами в Великую Церковь, дабы вернуть в нее святые образа и возвестить всем новое Божие чудо…»
И с той поры каждый год в первое воскресение Великого поста мы вспоминаем это событие.
Архимандрит Рафаил Карелин в своей книге приводит диалог католика с православным священником, который очень наглядно показывает превосходство Православия.
«В православных иконах, — пишет архимандрит Рафаил, — нет плоти и крови, они раскрывают перед Вами духовный мир. На них Вы не увидите обнаженных тел, как на католических картинках. В православных храмах нет тяжелых статуй, как бы вросших в землю.
Богослужение в наших православных храмах исполнено строгой красоты, но сколько смысла заключено в нем! Вся Священная история предстает пред нашими глазами!
Каждая православная молитва – это исповедь души перед Богом.
Православное богослужение исполнено небесной красоты, с которой не могут сравниться ни великолепные картины, ни статуи, ни музыка лучших католических композиторов.
Православная красота духовна, а потому неисчерпаема!»
Сегодня праздник Торжества Православия. Но полное Торжество во всем его великолепии откроется нам в вечности.
«Без Церкви можно верит в Бога, без Церкви можно исповедовать Святую Троицу, держать Евангелие, и даже проповедовать Его. Единственное, что нельзя без Церкви – это спастись!» (Блаж. Августин)