22 марта православная церковь торжественно прославляет сорок святых мучеников, в Севастийском озере пострадавших.
В самый день праздника в храмах совершается литургия преждеосвященных даров. По традиции в этот день пекут постные булочки-жаворонки.
Эти святые пострадали в 320 году, незадолго до того, как христианство окончательно утвердилось в Римской империи.
Святой Константин Великий еще в 313 году издал указ, согласно которому все христиане могли свободно исповедовать свою веру, но вспышки против христианства еще продолжались.
Соправитель Константина — язычник Ликиний решил в своей части империи полностью уничтожить христианство, и в первую очередь избавиться от христиан в своем войске.
В городе Севастии, что в Армении, в то время одним из военачальников был ревностный язычник Агриколай. Он руководил дружиной, состоящей из сорока воинов-каппадокийцев, которые все были христианами. За отказ принести жертву языческим богам они были заключены в темницу. Проведя всю ночь в молитве воины услышали утешающий их голос, который призывал их претерпеть все до конца.
Наутро их вновь привели к Агриколаю. Военачальник стал восхвалять их силу, молодость и храбрость, желая лестью заставить их отречься от Христа. Но вновь услышал отказ.
Через семь дней в город прибыл Лисий, знатный сановник. Но и ему воины ответили:
«Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».
Рассвирепевший Лисий велел бить мучеников камнями. Но чудом Божиим камень, который бросил сам Лисий попал в Агриколая. Поняли мучители, что какая-то невидимая сила хранит мучеников.
Ночью во время молитвы воины вновь услышали ободряющий голос:
«Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
На следующие утро допрос повторился, но воины были непреклонны.
И тогда мучители велели раздеть воинов. А на улице был сильный мороз. Мучеников повели к озеру, которое находилось недалеко от города и оставили на льду.
А чтобы сломить их волю, на берегу растопили жаркую баню.
Один из воинов не выдержал и бегом бросился к бане, но как только он переступил ее порог, упал замертво.
Ночью вдруг стало светло, лед начал таять, а вода стала теплой. Стражники все спали и лишь один по имени Аглаий бодрствовал. И видит он, что над головами мучеников вдруг появились венцы. Бросил стражник с себя одежду и присоединился к мученикам. Он стоял и молился:
«Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
Утром мучители были очень удивлены, увидев, что мученики живы и бывший стражник Аглаий стоит среди них и прославляет Христа.
Тогда мучители велели перебить им голени. Это была страшная мучительная казнь. Мать одного из воинов Мелитона (самого младшего) поддерживала сына и убеждала терпеть до конца. Юноша еще дышал, и мать понесла его на своих плечах за колесницей, куда положили остальных воинов. И лишь когда Мелитон предал свой дух Господу, она положила его рядом с товарищами.
Тела мучеников сожгли на костре, а кости побросали в воду, чтобы христиане не могли похоронить их.
Через три дня сорок святых мучеников, в Севастийском озере пострадавших явились во сне епископу Севастийскому Петру и повелели предать земле их останки. Епископ с другими христианами собрали ночью останки мучеников и похоронили из по христианскому обычаю.
Рано или поздно каждый из нас как тот уверовавший стражник встает перед выбором: жертвовать Христом ради временного благополучия, или жертвовать этим благополучием ради Христа.
Такой выбор вставал и перед всей Церковью. В страшные годы прошлого столетия, когда Церковь явила нам целый сонм новомучеников и исповедников российских, одни избрали Христа, а другие отреклись от Него. И кто-то, кто сделал свой выбор в пользу Христа, до последнего момента был неверующим человеком, как тот стражник. Но в последний час он пошел за Христом.
Господь всех одинаково принимает: и того, кто пришел в первый час, и того, кто пришел в последний час, потому что для него важно не количество наших трудов, а наша любовь.
С праздником!
Молитва сорока Севастийским мученикам.
О, святии славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавши, через огонь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедрого Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерной любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим Великое и Достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.